Марина Дериглазова – фотограф из Москвы. Победитель юбилейного конкурса дайвинг-отеля в Индонезии в 2016. Три год подряд фотографии участвуют в выставке «Дикий подводный мир», в московском Дарвиновском музее. В 2017 году одна из работ дошла до финала международного конкурса «Золотая черепаха», и участвовала в выставке в Москве и Санкт-Петербурге. Марина вошла в Топ-100 лучших фотографов премии 35AWARDS 2017 в номинации "Макро". Работа вошла в Топ-100 лучших фотографий премии 35AWARDS 2017. Использует технику: Canon 5D sR |
Мне 58 лет, а фотографией я начала заниматься совсем недавно, 4 года назад, когда передо мной встал вопрос: чем же занять то время, которого всю жизнь катастрофически не хватало, и вдруг стало очень много: ведь я вышла на пенсию, а все трое моих детей стали самостоятельными. Это необычайное чувство свободы поначалу даже пугает, и многие люди идут по пути наименьшего сопротивления: ложатся на диван перед телевизором и начинают превращаться в стариков. Однако, такой вариант развития событий совсем не интересен! И я принялась с увлечением искать себя в новой жизни. Для начала я стала много путешествовать, мир прекрасен! В одну из поездок я собралась поплавать на яхте между атоллами и разными островами на Мальдивах. И решилась попробовать погрузиться под воду с аквалангом. Волшебный подводный мир произвел настоящую революцию в моей жизни, и понеслось! Я прошла несколько курсов обучения дайвингу, и не уставала восхищаться красотой и многообразием морской жизни. Захотелось поделиться этим чудом, попытаться показать людям этот скрытый от сухопутных грандиозный мир.
Свой первый, компактный, фотоаппарат Olympus XZ-1 я купила в 2014 году. Для него потребовался подводный бокс, но главное в подводной съёмке - это свет. Ведь с каждым метром погружения под воду солнечный свет меркнет, и я приобрела отличную подводную вспышку Inon Z-240. Уже самые первые фотографии меня очень порадовали. Яркие кораллы, подводные гроты, стаи коралловых рыбок, скаты, акулы, крабы и прочие морские обитатели - снимать хотелось всё! В день я готова была погружаться по три-четыре раза, воздуха в баллоне каждый раз хватает примерно минут на 40-50, то есть в день я проводила под водой 3-4 часа. За это время делала до 700 кадров. Вечерами и между погружениями вместо отдыха - просмотр фотографий и отбор удачных, которых при всём старании выходило 1-2 процента. Я училась искусству фотографии: посещала курсы, брала уроки, читала книжки. Постепенно слова диафрагма, выдержка, глубина резкости и другие фотографические термины наполнились смыслом. Через год я купила другую камеру, тоже из линейки Олимпус: беззеркалку Pen-3. Здесь уже были сменные объективы, и мои возможности подросли. Ну, а ещё через год постоянных упражнений в фотоделе, я посчитала возможным попробовать себя в управлении полноматричным Canon 5D sR. Вспышки у меня теперь две, на одну из них часто надеваю насадку snoot, которая позволяет направить узкий пучок света, часто использую фонари.
Достижения в фотоиндустрии у меня пока совсем скромные. Самым первым моим достижением была победа в юбилейном конкурсе одного из дайвинг-отелей в Индонезии в 2016 году, и чудесный приз в виде бесплатного 10-дневного фототура в Индонезию. Также, третий год подряд мои фотографии участвуют в выставке «Дикий подводный мир», которая проводится в московском Дарвиновском музее, а в прошлом году одна из моих работ дошла до финала международного конкурса «Золотая черепаха», и участвовала в выставке в Москве и в Санкт-Петербурге. Ну и, очень приятно, что в 2017 году мне удалось поучаствовать и стать одним из Топ-100 лучших фотографов в номинации «Макро» вашей престижной премии 35 AWARDS, за что я очень благодарна!
Самый первый мой опыт в макросъёмке был на Филиппинах, на острове Негрос в 2016 году. Меня буквально поразила возможность рассмотреть в деталях мельчайшие организмы, фактуры различных поверхностей и бесконечность детализации: сколь сильно ни увеличивай линзами, и сколь ни укрупняй планы кадров кораллов или любых маленьких существ, они прекрасны, и продолжают раскрывать свои причудливые формы всё глубже до пугающей бесконечности. Возможность прикоснуться к этой красоте даёт только макрофотография, невооружённым глазом невозможно разглядеть мельчайшие чешуйки или пудру на крылышках мотылька, например, или вдруг вздрогнуть от осознания, что малюсенький комарик смотрит тебе прямо в глаза…
После целого года, когда мне хотелось заниматься только макро, неуёмная любознательность заставила задуматься о расширении границ моих фотоинтересов, и я приняла участие в экспедиции в Мексику, на полуостров Юкатан, где расположена целая сеть подводных пещер, где можно снимать уникальные природные явления и великолепные пейзажи подводных и одновременно подземных залов с причудливыми системами сталактитов и сталагмитов, с красивейшими столбами солнечного света, вдруг
разрезающими темноту из проломов в сводах пещер, с узкими коридорами между нагромождениями камней, где проплывать с аквалангом очень непросто, тем более, если в руках у тебя подводный фотоаппарат. Такой подводный комплект на основе зеркальной камеры, двух вспышек и фокусировочного фонаря весит на суше примерно 16 кг, и взависимости от положения вспышек, которые крепятся к коробке бокса металлическими стержнями на шарнирах, может иметь в размахе от 70 см до 1,5 метров. В общем, было очень интересно и очень сложно.
Надо отметить, что в моём развитии как фотографа, всё идёт наоборот: сначала я увлеклась узким направлением подводного фото, и только в этом году заинтересовалась более естественной задачей съёмки на суше. Теперь с воодушевлением пытаюсь снимать пейзажи и, что особенно сложно для меня, пытаюсь фотографировать людей.
Первая из них - это икра знаменитой рыбки Немо. Амфиприоны (это научное название рыбок) действительно очень заботливые родители. Они откладывают икру, прикрепляя её на какую-нибудь ровную поверхность, например, на камень, где-нибудь поблизости от своего гнезда. Затем они начинают опекать свою кладку: продувают потоком воды, чтобы икринкам поступало больше кислорода, защищают от хищников, смело нападая даже на крупных особей. Так, частенько, любопытным дайверам достаётся чувствительный толчок носом от храброго малыша-родителя, размером сантиметров 10-12. Икринки на снимке уже почти готовы вылупиться: хорошо видны глазки мальков, а один из них уже оторвался
от опоры и вот-вот вырвется из оболочки.
На картинке "Носатая мурена" запечатлён бросок рино-мурены. Эти изысканно-тонкие, похожие на змеек, рыбы живут в норах, которые они выкапывают в песчаном дне. Частенько можно заметить, как такая мурена раскачивается над дном, высунувшись сантиметров на 30 из своей норы, поджидая добычу. Эти рыбы имеют очень интересную особенность своего развития: все молодые рыбки имеют черную окраску. Достигая размера 40-60 см, все они становятся самцами, и их цвет меняется на ярко-синий. Как раз такой экземпляр на моём снимке. Позже, когда рыбы вырастают до 80-120 см, все они меняют пол и расцветку: становятся самками лимонно-жёлтого цвета.
Оба эти снимка сделаны в проливе Лембех у острова Северный Сулавеси в Индонезии на глубине примерно 18-20 метров.
Кадр "Вместе" мне удалось сделать на Филиппинах, у острова Южный Лейте. Здесь мы видим двух голожаберных моллюсков, которые, наперекор сильному течению, тянутся друг к другу, подчиняясь инстинкту продолжения рода. Голожаберные моллюски - это очень милые неторопливые существа размером 3-4 см, напоминающие улиток. Только вместо домиков у них на спинках расположены жабры, которые похожи на миниатюрные цветы.
Макрофотографии под водой я обычно делаю с расстояния до 30 см. Если размеры объекта меньше 5-6 см, использую внешние увеличивающие линзы. Внешние, это те, что прикрепляются не на камеру, а на подводный бокс снаружи. Линзы у меня +5, +10, а для объектов, которые меньше 1 см, я использую линзу +15. Да, в море живёт множество совсем крошечных существ: крабиков, креветочек, моллюсков. Иногда их очень трудно разглядеть. Подобраться к таким малюткам обычно легче, чем к их более крупным собратьям. Особенно осторожными являются рыбки. За ними частенько приходится подолгу наблюдать издали, чтобы они привыкли ко мне и подпустили поближе.
Глубина резкости. Это сложный момент в макросъёмке, особенно если используется увеличительная оптика. Чем сильнее увеличение, тем меньше глубина резкости, тут бывает очень много испорченных кадров. Бывает очень обидно, когда не получаются самые выгодные по ракурсу снимки, например, когда шустрая креветочка повернулась наконец мордочкой к тебе. С этой стороны было проще, когда я использовала камеры с кропнутой матрицей. Зато с тех пор, как у меня появился полноматричный и с очень высоким разрешением Canon 5D sR, стало намного легче фокусироваться на конкретной детали объекта и использовать кроп при обработке фотографий: качество детализации изображения настолько высокое, что можно смело вырезать из кадра маленькие кусочки. Например, из снимка крабика взять только его интереснейший глазик, размером с булавочную головку, и получится вполне самодостаточная фотография хорошего качества, на которой будет видна сетчатая структура поверхности глаза.
Пожалуй, прежде всего, это нехватка времени. Под водой человек находится в неродной для себя среде, нужно постоянно помнить, что если воздух в баллоне закончится, то у тебя останется не больше одной минуты жизни. Поэтому необходимо строго соблюдать правила безопасности, следить за показаниями приборов. В среднем погружение длится от 40 минут до часа. За это время нужно отыскать интересный объект для съёмки, продумать композицию, выставить свет, подобрать настройки фотоаппарата,
дождаться, чтобы животное повернулось в нужный ракурс, заползло на интересную веточку коралла, или начало двигаться, или, наоборот, замерло наконец… Часто очень мешает течение, вода бывает совсем мутной, удобно развернуть фотоаппарат мешают камни, кораллы или водоросли, лечь на дно опасно из-за скрывающихся в песке опасных животных, жалят медузы и прочее, и прочее, и прочее. У меня во время подводной съёмки мозг буквально кипит! Да, подводная съёмка - это сложно, но это и очень-очень интересно.
Работа «Симбиоз», была сделана в октябре 2016 года в проливе Лембех, в Индонезии. В тот день мне посчастливилось встретить интересную парочку: в своей норе сидел острохвостый угорь, а на нём резвилась креветка-чистильщик. Такие креветки очищают кожу разных рыб от паразитов, польза от такой чистки обоюдная: креветка получает пропитание, а рыба освобождается от надоедливых непрошенных гостей. Даже самые неуёмные хищники обожают процедуру чистки и не поедают своих спасителей-чистильщиков. Неоднократно мне приходилось видеть, как свирепые мурены подолгу сидят с разинутой пастью, внутри которой трудится креветка-чистильщик. Вот и угорь получал явное удовольствие от «банных» процедур. Мне удалось не только подобраться совсем близко к занятой своими делами парочке, но и положить позади них фонарь, чтобы в контровом свете интереснее снять прозрачную креветку. Я довольно долго наблюдала за ними, чистильщица деловито ползала по голове угря, а я всё ждала, чтобы она оказалась в интересной позиции, и наконец, мне удалось сделать кадр, когда креветка очень живописно расположилась на носу разомлевшего угря.
Путешествую я много, раз 10-15 в год куда-нибудь с интересом и с лёгкостью собираюсь. Чаще возникают поводы поехать за границу, но и по России езжу с удовольствием. Фотоаппарат, конечно, всегда со мной, и многие мои путешествия предпринимаются специально с целью съёмки чего-нибудь интересного. В этом году было уже множество поездок: в январе во французских Альпах катались с семьёй на горных лыжах, в феврале была поездка в Индонезию исключительно ради подводной макросъёмки, в марте состоялось фото-сафари по Мьянме, в апреле снимала в Амстердаме праздник в честь дня рождения короля Нидерландов и цветение тюльпанов, в июне колесила по России на машине вслед за чемпионатом мира по футболу (Казань, Саранск, Самара, Москва), в июле была опять поездка в Голландию, на этот раз в Роттердам: там проходил грандиозный джазовый фестиваль. Заодно проехала по побережью Северного моря до Бельгии, там в Генте тоже проходил традиционный летний фестиваль, а в Брюгге была замечательная экскурсия по этому прекрасному городку. Дальше в планах опять поехать понырять, и так далее. Скучать некогда!
Моё любимое место для подводной макросъёмки - пролив между островами Лембех и Северный Сулавеси в Индонезии. Здесь настоящий рай для такой съёмки: невероятное количество мелких и мельчайших морских обитателей.
Под водой случается множество интересных моментов практически в каждое погружение. Но, пожалуй, самое забавное, это наблюдать за работой подводного фотографа. Вот, вспомнился такой случай. Представьте себе подводную скалу, отвесную стену, длиной в сотни метров, уходящую в бездонную глубину. Вдоль таких стен дайверы часто и устраивают свои погружения: скала обычно испещрена трещинами, гротами и пещерами, живописно поросла кораллами и морскими губками, на самой стене можно увидеть множество интересных морских обитателей: крабиков, креветок, лобстеров, моллюсков, а вдоль скал часто плавают стаи различных рыб. В тот раз нам встретилась роскошная горгонария, это такой коралл в виде огромного веера, состоящего из великого множества тоненьких переплетающихся веточек. На них иногда живут морские конькипигмеи. Встретить таких конёчков большая удача. Они крошечных размеров, примерно в 1 см длиной, и являются просто неподражаемыми мастерами мимикрии, то есть почти неотличимы от веточек горгонарии. В тот раз наши подводные проводники отыскали пару таких коньков. Все мы пытались разглядеть это чудо, хотя сильное течение очень мешало. Даже просто остановиться было сложно, что уж говорить о попытке зафиксироваться с фотоаппаратом, который имеет внушительные габариты. Но как же пропустить такой шанс! Думаю, вся группа имела отличный повод посмеяться над моими героическими усилиями и невероятными позами. В конце концов, я сделала удачный кадр, кажется, зависнув рядом с горгонарией вниз головой и отчаянно цепляясь за камень. Ноги сводило судорогой, дыхание сбилось, сердце стучало где-то в горле, но радость победы была тем слаще.
Пожалуй, я не смогу выделить самый сложный кадр. Самое сложное - это быстро и правильно среагировать на интересное событие. Было множество замечательных возможностей, которые я упустила. Постоянно укоряю себя за ошибки и пытаюсь учиться.
Съёмка мечты? Снять что-нибудь удивительное? Нет, я мечтаю о другом: научиться
находить красоту в обычной повседневной жизни, не ждать своего шанса приобщиться к
удивительному, а самой открывать удивительное в простом, показывать это людям и этим
делать жизнь красивее.
Share on social networks: