Вилюнов Дмитрий – фотограф-анималист из Смоленска. Победа в конкурсе «Дикая природа России» в 2015 и 2016 году. «Самая красивая страна» в 2016 году. Два года участвует в крупнейшем российском проекте по природной фотографии «Первозданная Россия». Работы Дмитрия вошли в Топ-100 лучших фотографий премии 35AWARDS в 2015 и 2016 году. Вошел в Топ-100 лучших фотографов премии 35WARDS 2017, заняв 1 место в номинации "Дикий животный мир". Является резидентом 35PHOTO Использует технику: Nikon D500 с объективом Tamron SP AF 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD. Беззеркалка Sony- для семейных фото |
В юности у меня был пленочный фотоаппарат «Смена», мы с моим другом снимали в основном себя, благодаря чему у меня остались фото с того времени. Я помню, как это было увлекательно, сидеть в тесной, темной ванной, освещенной красным фонарем, и смотреть, как медленно появляется картинка на бумаге, опущенной в проявитель. Позже появился «Зенит», я снимал пейзажи и портреты, это был уже творческий подход к съемке и, потихоньку, я учился фотографировать. Потом был перерыв лет в 20, примерно. А настоящим увлечением фотография стала с приобретением первой зеркалки, в 2010 году. Как и все нормальные владельцы цифровой камеры, я вначале снимал все подряд, что только не попадало ко мне в объектив, пока в 2012 году я не попал в Африку на сафари. Там я понял, что хочу снимать животных и, с тех пор, фотоохота превратилась для меня в довольно большую и важную часть жизни.
Конечно, я снимаю и семью в путешествиях и все, что под руку попадется интересного, то есть можно сказать, что я еще и в жанре репортаж снимаю. Примерно настолько же, насколько и все люди снимают жизнь вокруг себя. Но только съемка животных дает мне настоящее удовольствие, я люблю наблюдать за ними, за той их жизнью, которая скрыта от нас. На самом деле непосредственно съемка занимает не так уж много времени, большая часть - это прогулки по лесу, поиск темы для съемки, наблюдения, подготовка места съемки, строительство засидок и т.д., и это все очень интересно для меня.
С китом все довольно просто, мы поехали семьей отдыхать на море, в Доминиканскую республику. Оказалось, что там, в феврале, брачный период у горбатых китов, они заходят в залив и таким образом ухаживают друг за другом, поднимаются из воды и медленно валятся набок. Там можно нанять лодку и плавать за китами, обычное развлечение для туристов. В общем, кадр не трудовой, чего не скажешь об остальных.
Сову с мышкой в клюве оказалось снять довольно сложно, дело в том, что сова хватает мышь лапами и так несет её птенцам, и только перед тем как нырнуть к птенцу в траву, что бы покормить его, она перекладывает мышь из лап в клюв. Сложность еще в том, что птенцы совы не сидят в гнезде, они расползаются по полю в радиусе метров двести и все время меняют своё местоположение. Мне пришлось сделать засидку на высоте 2,5 метра, что бы птица не попала на фон неба и постоянно переносить её с места на место следуя за птенцами.
С чомгами, передающими друг другу водоросли, тоже пришлось повозиться, это типичный момент ухаживания, но чомги делают это не так уж часто и обычно в непредсказуемом месте, гнезда еще нет и привязаться не к чему. Я ставил засидку прямо на воде, возле мест потенциального гнездования, там глубина метра два. Я установил платформу на длинных ногах, а сверху установил засидку, к счастью там илистое дно, опоры погрузились в ил, за счет этого мою конструкцию не уносило и не переворачивало ветром. Каждое утро я приплывал на лодке, залезал во внутрь, лодку сдувал и засовывал тоже в засидку. Иногда ночевал, что бы лишний раз не пугать птиц. Первую весну у меня ничего не получилось снять, но зато я много наблюдал и набирался опыта, и уже на следующий год все сложилось как я и хотел. Было полное затишье в тот день, никакой ряби на воде, да еще и мой любимый туман, именно туман дает мягкую, нежную картинку. Чомги вынырнули с водорослями в клювах, на подходящем расстоянии, боком ко мне и, не загораживая друг друга, начали свой танец. Когда все складывается воедино, после долгого ожидания, эмоции переполняют и, надо сказать, в этот момент, довольно трудно не ошибиться и дрожащими руками сделать-таки долгожданный кадр.
С фотографией мышкующей лисы мне пришлось ждать дольше, намного дольше. Три зимы я безуспешно просиживал долгие часы в засидках. Обычно лиса просто не появлялась, иногда она ходила по полю, но не приближалась на необходимое расстояние. Было такое, что приближалась, но не мышковала, а проходила мимо или прыгала не в том ракурсе, не на том фоне и не с тем светом. Однажды она охотилась совсем близко, все было хорошо, а лиса повернулась и красиво стала, глядя прямо в объектив, я не выдержал и сделал один кадр. Она, конечно, услышала щелчок и сразу убежала. Так приходил опыт, но не снимок. И только на четвертую зиму, все-таки все сложилось, как я и мечтал, мороз 30 градусов, заиндевелые деревья на заднем фоне и рыжая красавица в прыжке. Правда мышь она, к сожалению, не поймала в этот раз, так что я еще с ней не закончил.
Я люблю наблюдать за естественным поведением животных, а для того, чтобы птицы и звери вели себя естественно, они не должны подозревать о присутствии человека и, тем более, не вступать с ним в контакт. Поэтому, практически всегда, я предпочитаю снимать из засидки. И еще, это позволяет оказаться на очень близком расстоянии с объектом съемки, когда в этом есть необходимость. Вот кита, можно снять, без засидки и без долгого выслеживания, сел на катер, поплавал по заливу часок-другой, щелк- и готово! Медведей снимают безо всяких засидок, белых, так вообще с палубы корабля. В Африке все снимается из машины. У нас есть места, где можно из машины снимать оленей, косуль, лосей. Это все не моя история, я удовольствие не получаю от таких фототуров.
«Перетягивание крота» я снимал сидя на сосне на высоте 12 метров, это был мой первый опыт съемки с дерева. Пришлось повозиться, сначала были долгие поиски подходящего гнезда, что бы ветки не загораживали птиц, что бы было куда залезть по соседству, что бы свет шел откуда надо и фон за гнездом был подходящий. Просмотрев около двадцати гнезд, я определился. Потом было трудоемкое строительство засидки на, соседнем дереве. А уже, непосредственно, две недели съемки прошли с удовольствием. Я приезжал каждое утро, а иногда еще и вечером и проводил по несколько часов, снимая птиц. Однако удача улыбнулась мне в последний день, когда позади было уже около пяти тысяч кадров. Родитель принес крота, а птенец ухватил его и так они несколько секунд его перетягивали. На следующий день птенцы покинули гнездо и съемка была закончена.
«Первый птенец» получился тоже не сразу. Я хотел снять чомгу с птенцами на гнезде, это можно сделать когда появляется первый птенец, но она продолжает высиживать оставшиеся яйца. Через день–два вылупляются остальные и чомга сразу покидает гнездо. Вот этого момента я и ждал в своей засидке на воде. Я точно не знал, когда чомга отложила яйца и около недели приплывал вечером в засидку и ночевал в ней. И вот, уже дело шло к закату, как я, неожиданно, обнаружил торчащую из-под перьев голову птенца. Счастью моему не было предела, ведь после долгого наблюдения сживаешься с животными и любой радостный момент их жизни переживаешь вместе с ними.
Животных я снимаю у себя в Смоленске, обычно дальше 30 км от города не отъезжаю, но езжу практически каждый день. В путешествиях по странам основная цель это впечатления от природной красоты, от общения с людьми, от прикосновения к культуре этих людей, от приключений. Иногда я просто забываю про фотоаппарат, друзья мне напоминают, мол неплохо было бы это снять.
Много мест оставило приятные воспоминания, очень трудно выделить. Камчатка с особой любовью вспоминается, идешь два дня под дождем, насквозь мокрый, на улице плюс 4, все вещи в рюкзаке тоже мокрые и спальник в том числе. А тут горячий источник, залезаешь, лежишь и смотришь, вокруг горы, вулкан дымит, парочка медведей разбавляет пейзаж, красота невероятная. А на много километров вокруг ни души. С особой теплотой вспоминаю памирцев, они живут на юге Таджикистана. Едешь по деревне, все с тобой здороваются, руку к сердцу прикладывают и кланяются. Стоит остановиться и заговорить, сразу в дом приглашают, поесть и переночевать. Особенные люди… Короваев вспоминаю на Папуа, племя такое, живут как первобытные люди, голышом ходят по джунглям с луками и копьями, дома на деревьях строят. Вот уж никогда не думал, что в современном мире встречу людей, которым, через три переводчика, буду рассказывать, что земля круглая, а они в ответ будут смеяться, вот мол, чепуху городишь. Но где бы я не был и какую бы красоту не видел, самое любимое место это дом, ведь возвращение домой, это тоже часть путешествия. Едешь, уставший, счастливый, полный впечатлений и представляешь, как увидишь семью, друзей и будешь всем этим делиться, рассказывать, фотографии показывать.
Посчитал, получилось восемнадцать, но, я думаю, дело тут не в количестве. Россия одна чего стоит, можно всю жизнь путешествовать по ней и столько всего нового узнавать. А можно по три раза в год в разные страны на курорты ездить, но кроме одинаковых отелей ничего и не увидеть.
Я готов сидеть в любой мороз в засидке часами, готов кормить комаров на болоте, готов лезть на дерево, готов много физически работать. Однажды я устанавливал засидку в труднодоступном месте на болоте, так за два дня на пять килограммов похудел. Но если есть риск для жизни животных из-за меня, я ни на что не готов. Снимок это не сама цель, уважительное отношение к природе важнее. А гибель птенцов, например, в результате невежественного поведения, не стоят никаких снимков. Как-то весной, я нашел только что родившихся лосят, они были мокрые, лосиха даже пуповину не успела отгрызть. Она в этот момент совсем без сил, поэтому отошла, не в состоянии их защищать. Конечно мне, как фотографу, хотелось как-то снять момент вылизывания малышей, первые часы их взаимоотношения с мамой. Но сердцем я понимал, что не надо беспокоить их, ведь незамеченным для лосихи в этих условиях я остаться не смогу. И я ушел. Я считаю, что в таком деле главный принцип должен быть «не навреди».
В прошлом году я снимал иволгу на гнезде. Иволга- птица не редкая, но для съемки это сложный объект из-за того что, практически, всю свою жизнь проводит в самом верхнем ярусе деревьев. Я хотел снять её на гнезде во время выкармливания птенцов. Два года я пытался найти подходящее гнездо, но настолько безуспешно, что практически потерял надежду. Но на третий год, неожиданно, прогуливаясь в парке с собакой, в трехстах метрах от своего дома, я нахожу гнездо. На высоте 17 метров в самой верхушке клена, отличное гнездо, не очень закрытое ветвями, а рядом огромная береза, на которую можно залезть. Идеальные условия, только одна проблема, это парк и там гуляют люди, а я привык к уединению. Но, конечно, такой шанс упустить я никак не мог. Десять дней я исправно залезал на высоту шести этажей на эту березу, не обращая внимания на недоумевающие взгляды любителей утренней прогулки. И я скажу, это было очень страшно, особенно страшно сидеть там, когда сильный ветер! Оказывается, там на высоте, деревья очень сильно качаются и когда тебя раскачивает на метр туда-сюда, это ощущение не для слабонервных. А сидел я, как водится, по несколько часов. Очень страшно слезать после дождя, когда мокрая кора дерева становится скользкой. Это первая съемка в моей жизни, когда я обрадовался, что она закончилась. Птенцы покинули гнездо и я в последний раз, с облегчением, полез снимать своё укрытие с дерева. Сейчас я с удовольствием вспоминаю об этом, разглядывая снимки с иволгой. И эти и другие снимки и воспоминания навсегда останутся со мной, оставляя в душе чувство счастья и благодарности.
Упрямство помогает, очень. Обычно долго идешь к кадру, который устраивает моего внутреннего перфекциониста, и чем дольше не получается, тем сильнее я начинаю работать. Я даже злиться иногда начинаю, когда не получается. На бобра злюсь, на выдру злюсь, на лису три года злился, потом перестал. В общем, злость тоже помогает, получается. А что мешает, терпения может иногда не хватает.
Я мечтаю снять снежного человека, а лучше нескольких, что б в кадре был сюжет, история. А если серьезно, я мечтаю только об одном, что бы всегда было вдохновение снимать, а что конкретно - это совсем не важно.
Share on social networks: